Обновленный Туркестан в последние годы находится в фокусе путешественников по Казахстану. Масштабный ребрендинг столицы тюркского мира привлек внимание не только иностранных туристов, к которым туркестанцы уже привыкли, но и самих казахстанцев. Несмотря на дизайнерские и архитектурные новшества, главной достопримечательностью духовной столицы тюркского мира по праву остается грандиозное сооружение — мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи. Сегодня Tengritravel.kz совместно с КГУ «Туристский информационный центр «Turkistan Tourism Center» управления туризма Туркестанской области расскажет факты об этом архитектурном шедевре, которыми вы сможете блеснуть перед окружающими.
Громадный по своим размерам мавзолей начали возводить еще во времена правления Тамерлана. А если быть точнее, то в 1385 году. Монументальное строение прямоугольной формы посвятили известному восточному поэту и мыслителю Ахмеду Яссауи, жившему в XII веке. И это первое, на чем стоит сделать акцент, — личность, в честь которой и возвели одно из чудес Центральной Азии.
Ходжа Ахмед Яссауи
Хазрет Султан, как его называли в народе, — основатель поэзии суфизма, сыграл одну из ключевых ролей в распространении ислама среди тюрков Центральной Азии. Дело в том, что при жизни суфия послушать его проповеди приезжали из разных земель. В своих учениях он призывал людей быть добрыми и не поддаваться корыстным соблазнам. Суть своего учения Ахмед Яссауи изложил в поэтическом собрании «Дивани Хикмат», который пользовался большим спросом. После смерти в 1167 году (по другим историческим данным, на год раньше) Яссауи был захоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который сразу стал местом паломничества. Да, изначально мавзолей Яссауи не имел таких размеров.
Мавзолей, ставший архитектурным чудом
И тут мы возвращаемся к Тамерлану, который спустя 200 лет в честь своей окончательной победы над Золотой Ордой решил построить на месте пришедшего к тому времени в ветхость старого мавзолея Ахмеда Яссауи новый грандиозный мемориальный комплекс. Историки предполагают, что Тамерлан руководствовался в данном случае не только религиозными соображениями. Так он поднимал свой авторитет, утверждал идею незыблемости своей власти и, что для него было не менее важно, обеспечивал надежность своего степного тыла. При этом Тамерлан заботился и о низших слоях населения — именно бедные находили в этом мавзолее приют.
В указе Тамерлана, очень детально расписанном, заранее были определены главные размеры мавзолея. Именно он решил возвести сооружение небывалых размеров, которое было бы достойно памяти Ходжи Ахмеда. Но поражают не только размеры, но и сроки. Новый мавзолей был построен за десять лет. Для строительства использовали особый раствор и жженный красный кирпич. Мавзолей прямоугольной формы, 44,5 метра на 65,5 метра, с порталами и куполами: высота арочного портала — 37,5 метра, высота главного купола — 44 метра, диаметр — 22 метра, к слову, самый большой из сохранившихся в Казахстане и Центральной Азии и превосходит купол знаменитого мавзолея Гур Эмир в Самарканде. Толщина внешних стен — два метра, а стен центрального зала — три метра.
Сегодня мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся сооружений той эпохи. Основная часть того, что сегодня украшает мавзолей, — работа современных реставраторов. Оригинальная плитка сохранилась лишь частично. Монументальное здание прошло извилистый исторический путь. В начале XVI века ряд помещений превратились в склепы, где хоронили степную знать. Затем на протяжении почти 200 лет здание одновременно со своим культовым значением выполняло и вполне светские представительские функции. Здесь была парадная резиденция казахских ханов. В мавзолее принимали иностранных послов и решали важные государственные задачи. В начале XVIII века Туркестаном завладели джунгары, но здание мавзолея, как и его служителей, они пощадили. Уже в 1819 году Туркестан вновь завоеван. На этот раз кокандцами. До их прихода мавзолей использовался в качестве одного из звеньев в фортификации цитадели Туркестана. Часть помещений превратилась в склады продовольствия и военного имущества. Историки считают, что тогда у входа в мавзолей стояли караульные, которые зимой разводили костры, в результате чего двери и часть стен были сильно закопчены.
И когда правитель города Канат-Шах отказался повиноваться кокандцам, развязалась война. Кокандские военачальники пытались затопить Туркестан, запрудив арыки, и мавзолей был залит. Позже, во время осады Туркестана русской армией, в здание попали 11 артиллерийских снарядов. После захвата города планировалось снести святыню из-за ветхого состояния стен и опасения, что они рухнут. Вмешался туркестанский губернатор фон Кауфман и сохранил здание. В 1872 году из бюджета были выделены средства на его ремонт. Впрочем, тогда средств хватило лишь на вывоз мусора, скопившегося внутри здания. В 1884 году ремонт состоялся, но внутреннее убранство изрядно пострадало. В советские годы мавзолей находился на перманентной реставрации на протяжении многих лет. Самая свежая из реставрационных работ была закончена в 2020 году. В мавзолее были отрегулированы вентиляционные слои, в месте соединения с восемью гранями под куполом проведены гидроизоляционные работы. Все работы были проведены по согласованию с ЮНЕСКО. Ведь мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что внутри?
Порядка 35 комнат и залов, которые соединяются между собой витиеватыми ходами. Внутренние стены центрального зала и мечети отделаны бирюзовой плиткой и покрыты мозаичными розетками-медальонами. К центральному залу ведут запутанные двухэтажные коридоры. Центральная комната называется казанлык. Здесь стоит бронзовый котел, в который когда-то наливали воду, чтобы напоить верующих после пятничной молитвы. Это Тай-Казан — символ единения и гостеприимства тюркских племен. Его диаметр 2,2 метра, а вес — две тонны. Предания гласят, что Тай-Казан был отлит из сплава семи редких металлов в 25 километрах от Туркестана, в селе Карнак. А одна из надписей на котле переводится как «да снизойдет благодать!».
Одно из главных помещений мавзолея — усыпальница Яссауи. В центре находится надгробие самого Ходжи Ахмеда Яссауи высотой 1,85 метра. А рядом надгробия его жены и сына — Ибрахим-шаха. Усыпальница перекрыта двойным куполом. В нее ведет массивная резная дверь с серебряной инкрустацией. Саму комнату украшают множество медных подсвечников. Раньше в мавзолее были медресе и библиотека. До наших дней сохранились мечеть и средневековая баня, которую использовали вплоть до 1975 года. Внутри до сих пор хранятся старинные медные тазы и кувшины. Рядом со святыней стоят оборонительные сооружения комплекса, крепостная стена, вал и курганы. Такая многофункциональность вполне характерна для мавзолеев того времени.
Северо-западную часть мавзолея занимает мечеть, в которой сохранился михраб. Из мечети можно пройти в библиотеку. В северо-восточной части расположены дворцовые помещения: малый и большой дворцы. В малом дворце на протяжении 600 лет хоронили самых уважаемых людей. Самое древнее захоронение датируется 1431 годом, а всего насчитывается 43 могильных камня. В большом проводили собрания, в нем расположены ханское кресло и скипетр. Именно здесь и принимали послов из других стран и проводили курултаи. В юго-западной части располагалась столовая, где готовили специальное блюдо «халим» — киселеобразную кашу, которую раздавали бедным. В юго-восточной части находится помещение с колодцем — кудук-хана. Фасад здания насыщен геометрической и растительной орнаментацией. Внутри и снаружи мавзолей украшен надписями.
Даже ставшие привычными для нас окружающие достопримечательности могут удивить, если узнать о них нечто новое. Надеемся, что полученная информация позволит вам проникнуться величием этого места и рассказать окружающим его историю.
Источник: https://tengritravel.kz/my-country/istoriya-arhitekturnogo-shedevra-kotoroy-znayut-ne-gidyi-448444/